четверг, 9 августа 2012 г.

"Завтрак у Тиффани": лучше поголодать


Честное слово, я не хотела писать про «Завтрак у Тиффани» ничего больше трех строк сплошного негодования, но все спрашивают, почему это негодование такое сплошное, так что я все-таки напишу. Аргументированно и по пунктам.

Главная героиня. Честно говоря, меня нечеловечески выводит из себя эта бесформенная масса с короткой стрижкой. У нее нет внешности, нет сути, нет характера. Нет цели, в конце концов. Амеба, случайно попавшая в канализацию и там мечущаяся по трубам с невероятным хладнокровием. Ни страха, ни боли, ни радости – одна пустота. Эту роль отлично сыграла бы Риз Уизерспун, которая носит одинаковое выражение лица независимо от перипетий картины и всегда делает одинаковые жевательные движения челюстью. Честное слово, к такой героине вообще невозможно как-то отнестись, потому что она сама ни к чему никак не относится. Это даже не пустышка, потому что пустышка должна хотя бы иметь форму. У нее этой формы не имеется, и этим она страшно отталкивает. Человек может не иметь лица, может не иметь характера, может не иметь и не хотеть «нормальной» жизни с мужем и детьми, может не иметь цели, может побираться по мужикам «на уборную»… Но должен же он иметь хотя бы желания! Чего хочет амеба Холли Голайтли, для меня осталось загадкой. Бессмысленное существо – хуже бесполезного.
Завтрак у Тиффани
Главный герой. Бесплотный призрак, ведущий повествование, вызывает недоверие, граничащее с тошнотой. Что ему надо? Чего он хотел? Что он вообще чувствует, кроме запаха алкоголя из квартиры Холли? Он где-то вскользь утверждает, что влюблен. О да. Но разве можно быть влюбленным и говорить об этом так, как если бы ты сказал, что только что сходил за хлебом? Весь его рассказ – это жвачка, которую ты случайно не выплюнул раньше, а теперь уже не можешь, потому что на тебя все смотрят. Дожевать придется, но отвращение неизбежно.

История. Если в этой книге все-таки кто-то заметил дельный сюжет, бросьте в меня камень. Ну помилуйте, о чем эта повесть вообще? О жизни Холли? Ну так ведь нет у нее никакой жизни и Холли самой тоже нет. О жизни и любви рассказчика? Да даже голуби у меня во дворе хлеб любят сильнее, чем рассказчик любит свою, прости Господи, музу. О непонимании, с которым сталкивается свободная и открытая натура в этом жестоком мире? Ха-ха. Ответов нет, одни вопросы. Почему Холли ведет себя так по-идиотски? Почему все окружающие болтаются, как дохлая рыба в проруби, и ничего не делают? Почему, собственно, это «Завтрак у Тиффани», а не «Ужин у Джо Белла» или «Обед у Хуана Антонио Самаранча»? Название взято с потолка? Ничего удивительного – всю книгу тоже, похоже, писали стены, плинтус, коврик под дверью и старый абажур. Ничего человеческого там нет и близко. Единственный человеческий поступок совершил несостоявшийся муж Холли – пусть не слишком лицеприятный поступок, но хоть что-то.

Кот. Единственное существо, вызывающее хоть какой-то отклик, - это, несомненно, кот. И то, как эти, с позволения сказать, герои с котом в итоге поступили, вызывает крайнюю степень недовольства, если не сказать больше. Именно поэтому нельзя утверждать, что книга не оставляет в душе никаких следов. От нее надолго сохранилось глухое раздражение –  такое же бывает, когда ты спишь, а по тебе все время ползает муха, и прогнать ее нет никакой возможности. Именно поэтому лучше заменить это тошнотворное чтение чем-то более приятным. Например – пойти и обнять своего кота в знак того, что даже если ты соприкоснулся с пустотой "Завтрака у Тиффани", тебе все же удалось от нее отвязаться.

Книга "Завтрак у Тиффани" была издана в 1958 году, и почти сразу ее автор Трумен Капотэ был назван "лучшим автором своего поколения". В 1961 году режиссер Блэк Эдвардс снял одноименный фильм, который украсила собой актриса Одри Хепберн, сыгравшая роль Холли Голайтли. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий